Сайт группы №9 МДОУ «Детский сад №7 общеразвивающего вида« г. Железногорск Курская область

Консультация «В какие игры можно поиграть с детьми 2–3 лет дома?»

Когда двухлетний малышрычит, изображая тигра, крутит невидимый руль, будто бы он — машина, или качаеткуклу, все вокруг умиляется. Иногда даже начинают говорить о беззаботностидетства, мол, можно бесконечноиграть и ничего больше не делать.

На самом же деле, детская игра – это сложное явление, такое себеразвлечение с пользой. Являясь, по сути, дидактическим единственны минструментом в руках взрослого (родителя или воспитателя, игра всесторонне развивает ребенка в раннем детстве.35ce32b916971b59d7a0e475bd34c979.jpg

Значение игр в развитии детей 2 — 3 лет

Если ребенку датьигрушки или какие-либо другие предметы,попросить его найти занятие, он обязательно его найдет. Возможно, малышу даже будет весело. Но взрослый,который осознает ответственность воспитания ребенка 2 — 3 лет, обязательнопоучаствует в игре, используя ее для достижения различных педагогических целей.

Ребенок 2-3 лет учится, играя.

ВАЖНО: Целенаправленная,правильно организованная и доведенная до конца игра с ребенком 2-3 летспособствует физическому либо умственному развитию малыша, формированию у негонравственности, его социализации, прочее. Некоторые игры вырабатывают несколько навыков либовоспитывают неcколько качеств.

У игр с детьми 2 —3 лет могут быть следующие цели:

Воспитание личностных качеств. В ребенка в раннем детстве понятия о добре и зле, плохом и хорошем только закладываются. И только в форме игры, ненавязчиво, ему можно объяснить, почему нужно быть доброжелательным, вежливым, скромным, трудолюбивым, ответственным, так далее, и нельзя быть грубым, жадным, эгоистичным, так далее.

Социализация. Уже в два-три года в процессе игры ребенок начинает взаимодействовать со взрослыми и другими детьми. Играя, он учится общаться, дружить,договариваться, отстаивать свое мнение, находить выходы из различных спорных ситуаций.

Формирование самооценки. Успехи в игре радуют ребенка, вселяют внего уверенность в собственных силах., повышают самооценку.

Физическое развитие.Подвижные игры для малышей в раннем детстве способствуют укреплению у них навыков ходьбы, бега,учат их манипулировать с различными предметами, применять их по назначению,делаю их крепкими, выносливыми, способствуют формированию сильного иммунитета.

Тренировка мелкой моторики. У ребенка 2 — 3 лет активно развивается устная речь. Любые игры с мягкими пазлами, кубиками, сортерами, конструкторами, мозаиками, прочее, во время которых малыш манипулирует с небольшими предметами, способствуют усовершенствованию умения говорить.

Развитие различных психологических процессов: памяти, фантазии, восприятия, внимания, образного и логического мышления.

Игрой у детей 2-3 лет должен руководить взрослый.

ВАЖНО: Для организации игрс малышами 2 — 3 лет дома или вдетском саду обязательно нужен инвентарь. Это игрушки илипредметы-заместители: игрушки и наборы для сюжетно-ролевых игр,куклы, фигурки, солдатики, модели, развивающие игрушки (мозаики, пазлы, конструкторы, кубики, головоломки,настольные игры (лото,карточки, домино, игрушки для улицы, спортивный инвентарь, электронные иинтерактивные игрушки, прочее.

Режиссерская игра для детей 2 — 3 лет

Впервые режиссерская игра появляется у ребенка в возрасте околодвух лет.

Режиссерская игра у детей 2-3 лет - предпосылка к более сложной,сюжетно-ролевой.

В жизни это выглядит примернотак:двухлетнему мальчику дарят игрушечные грузовик и экскаватор. Он можетдолго сидеть ковреили в песочнице, манипулируя с ними. То, что для родителей кажется «возней» для него – настоящий сложный процесс.

ВАЖНО: В своих первых режиссерских играх ребенок воспроизводит то, что происходит с ним в жизни, то,что он уже успел понаблюдать.

В процессе игры малыш:

Придумывает сюжет. Обычно, он простой (стройка, посещениеполиклиники, магазин, детский сад, мама и папа ухаживают за ребенком, прочее).Также, это может быть сюжет из мультика или сказки. Причем в раннем детстведети редко отступают от оригинала, они не дополняют и не распространяют его.

Распределяет роли исам же их и выполняет. Актеры в его игре — игрушки или предметы –заместители (ковер – это море, диван – сцена, расческа –микрофон, прочее). Ребенок оживляет игрушки – двигает ими,озвучивает. Каждый персонаж в свое игре имеет свой собственный голос. Играя в семью, он озвучивает маму и папу, лает за собаку, рычит за тигра, копирует двигатель автомобиля. Голосом он старается передать эмоции.

ВАЖНО: Режиссерская игра у двухлеток – предпосылка сюжетно-ролевой игры у детей более старшего возраста. В 2 — 3 года дети, обычно, играют рядом друг с другом, в 4 — 6 лет – уже вместе.

Игрушки для режиссерской игры "Зоопарк".

Для полноценной режиссерской игры малышу нужны:

игровое пространство (столик, детская палатка, коврик, прочее) 

мелкие игрушки, которые ребенку удобно держать в руках

декорации (кукольный дом, озеро, лес, автодорога, гаражи, зоопарк, прочее)

С ребенком 2 — 3 лет можно поиграть в такие режиссерские игры: «Моя семья», «В деревне у бабушки», «В магазине», «В зоопарке», «На детской площадке"; «Колобок», «Репка», «Теремок», другие сказки; «Маша и Медведь», «Фиксики», другие мультики

Сюжетно-ролевая игра для детей 2 — 3 лет

Сюжетно-ролевая игра у детей 2 — 3 лет только зарождается. В силу возрастных психологических особенностей и несовершенства речи дети еще не могут полноценно общаться друг с другом, поэтому компаньонами по игровому процессу у них чаще являются родители.

В первых сюжетно-ролевых играх ребенок копирует поведение взрослых,которые его окружают: мама ухаживает за малышом,серьезный папа ходит на работу, бабушка печет пирожки, дедушка что-то мастерит,старшие братья и сестры ходят в школу и делают уроки.

Чуть позже малыш начинает играть в профессии, перевоплощаясь в доктора, повара, продавца, парикмахера, воспитателя в детском саду.

ВАЖНО: В сюжетно-ролевой игре ребенок учится быть взрослым.

С ребенком 2 — 3 лет можно поиграть в такие сюжетно-ролевые игры:

ПРИМЕР: Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Игровой инвентарь: кукла, кукольная одежда, кукольная посуда, кроватка с постелью, коляска, предметы – заместители.

Роли: мама, папа, ребенок.

Сюжет: мама качает, кормит и укладывает спать ребенка, готовит еду, накрывает на стол. Папа приходит домой с работы, кушает, играет с ребенком. Семья отправляется на прогулку.

ПРИМЕР: Сюжетно-ролевая игра «Прививка».

Игровой инвентарь: куклы, набор доктора и/или предметы-заместители

Роли: Врач, ребенок и его мама.

Сюжет: Мама приводит ребенка-куклу на прием к врачу. Доктор осматривает малыша, используя различные медицинские инструменты (слушает дыхание, проверяет глазки и ушки, меряет температуру, а после делает ему прививку.

ПРИМЕР: Сюжетно-ролевая игра «Идем в магазин».

Игровой инвентарь: куклы, касса,игрушечные продукты, кукольная одежда, мелкие игрушки, игрушечные деньги,предметы-заместители.

Роли: Мама, малыш,продавец.

Сюжет: Мама с малышом отправляются за покупками. Заранее стоит оговорить, что именно им нужно купить.Они выбирают в магазине все, что им необходимо, спрашивают у продавца цену,рассчитываются за покупки.

По сути, все игры, в которые играет ребенок в раннем детстве,чему-то его обучают. Но дидактические игры отличаются от других видов игровой деятельности тем, что инициируются не сами детьми, взрослым, с четко определенной целью –получить новые знания или закрепить ранее полученные.

ВАЖНО: игры еще называют играми-занятиями, они требуют от малыша активных усилий. Продолжительность такой игры у ребенка 2 — 3 лет должна составлять 5– 10 минут, не более.

У ребенка в раннем возрасте в процессе дидактической игры формируется представление о:

свойствах предмета (форме, цвете, размере)

количестве предметов

равенстве и отличии

окружающем мире

себе самом и своем собственном теле

С малышом 2 — 3лет можно поиграть в предметные,настольно-печатные или словесные обучающие игры.

ПРИМЕР: Предметная игра,обучающая цветам «По домам».

Нужно: Три ящика или коробки,обклеенные цветной бумагой желтого, синего и красного цветов, фигурки животных,птиц, человечков, вырезанные из бумаги желтого, синего и красного цветов.

Ход игры: Перед малышом выставляют цветные коробочки.Фигурки из цветной бумаги перемешивают, выкладывают перед ребенком, просят егоопределить фигурку в ее «домик» такогоже цвета, как она сама. Просят ребенка озвучить название цвета. Позже можно добавлять в игру новые цвета

ПРИМЕР: Предметная игра,обучающая животным «Кто что ест».

Нужно: Лото с животными и их пищей.

Ход игры: Ребенку дают карточки с изображением диких и домашних животных,а также их пищей, и предлагают накормить каждого из них тем, что он любит больше всего.Например: мышка – сыр, курочка – зернышки, кошечка –сметана, прочее

ПРИМЕР: Настольно-печатная дидактическая игра «Лишний предмет».

Настольно-печатная дидактическая игра «Лишний предмет».

Нужно: Обучающие карточки или книги.

Ход игры: Малышу показывают картинки, на которыхизображено от 3 до 5 предметов. Один из них по свойствам и характеристикам является лишним. Ребенок должен указать на него попытаться объяснить свой выбор.

ПРИМЕР: Настольно-печатная дидактическая игра «Найди пару».

Нужно: Обучающие карточки или книги.

Ход игры: Ребенку показывают картинки с изображением парных предметов вразброс. Малыш должен соединить пары.

ПРИМЕР: Словесная игра «Говорят животные».

Ход игры: Взрослый называет животное и просит малыша озвучить его.Потом они меняются ролями: взрослый воспроизводит голос животного и просит кроху назвать, кто же это говорит.

ПРИМЕР: Словесная игра «Отгадайка».

Ход игры: Взрослый называет свойства илипредназначение предмета, а малыш должен назвать его.Например: «Он круглый, нужен, когда идет дождь» — «Зонт», «Они прямоугольные, их мы открываем, когда заходим в дом» — «Двери».

Настольные игры для маленьких детей

Родителям очень повезло — выбор настольных игр для детей раннего возраста сегодня велик.Это:

Карточки

Пазлы. Они должны быть крупными и состоять из 2 — 5 элементов

Очень хорошие для малышей мягкие пазлы, пазлы из плотногокартона, пазлы на магнитах.

Мозаики и соты. Таккак эти игрушки содержат мелкие элементы, с детьми в раннем возрасте во время игры с ними обязательно должен присутствоватьвзрослый.

Лото. Это могутбыть игры на темы: «Кто чья мама», «Кто где живет», «Фрукты и овощи», «Транспорт», «Времена года», прочее.

Домино. В такуюигру можно играть всей семьей.

Прочее. К этойкатегории можно отнестидеревянные игрушки-вкладыши, лабиринты, различные головоломки для малышей.

Также, можно сделать ребенку настольную игрусобственными руками.

Подвижные игры для малышей

У детей в раннем возрасте жизнь – это бесконечное движение. И оно вовсе не бесцельное, как кажется некоторым взрослым. Играя в подвижные игры,ребенок:

познает собственное тело и учится управлять им, координировать движение

учится ориентироваться в пространстве

укрепляет мышцы, улучшает кровообращение и дыхание

укрепляет иммунитет

развивается умственно

ВАЖНО: В возрасте 2 — 3 лет в процессе подвижной игры малыш учится быть членом команды, общаться с детьми и взрослыми.

Родители должны позаботиться о том, чтобы в процессе подвижной игры малыш был в безопасности. Также,несмотря на то, что в отличие от других видов игровой деятельности подвижная игра может продолжаться дольше, чем 10 минут, повторятся по нескольку раз,чрезмерное увлечение чревато перевозбуждением ребенка. Такой вид игры рекомендуется чередовать с другими видами деятельности.

ВАЖНО: Особую роль в подвижной игре выполняют правила. Их определяют взрослые, ребенок им должен следовать неукоснительно. Иначе игровой процесс может выйти из-под контроля.

Подвижные игры чрезвычайно важны для развития ребенка 2-3 лет.

Подвижные игры чрезвычайно важны для развития ребенка 2-3 лет.

С детьми 2 — 3 лет можно поиграть такие подвижные игры:

ПРИМЕР: Подвижная игра «Дождик, дождик, веселее!»

Ход игры: Принимать участие в игровой деятельности может один ребенок или несколько детей. Взрослый выбирает домик. Это может быть грибочек на площадке, диван дома или просто условно обозначенное место в квартире.Взрослый говорит: «Солнышко светит!». Дети выходят «на улицу», веселятся, бегают, прыгают.Взрослый говорит: «Кап-кап, дождик пошел!»,дети должны спрятаться в «домике». Можно дополнить игру веселым стишком:

Дождик, дождик, веселей,

Своих капель не жалей!

Но по крыше не стучи,

Нам головки не мочи!

ПРИМЕР: Подвижная игра «Мышеловка».

Ход игры: Детей должно быть как минимум 6. По жребию выбирают мышку. Если детей больше, мышек может быть две или три. Остальные малыши берутся за руки и водят хоровод. В это время «мышка» бегает туда-сюда у них под руками, то забегает в круг, то покидает его. По команде воспитателя круг – «мышеловка» закрывается. Если «мышка» попалась, осталась в кругу, она меняется местом с другим участником.

Во время движения мышеловки взрослый вместе с детьми может рассказывать стишок:

Нам вы, мышки, надоели!

Доберемся мы до вас!

Нашей славной мышеловкой

Переловим вас сейчас!

ВАЖНО: В возрасте 2 —3 лет ребенок должен научится управляться с мячом:бросать его, ловить, пинать ногами.

ПРИМЕР: Подвижная игра с мячом «Прямое попадание».

Ход игры: Для игры необходим ящик или корзина. Ребенка ставят на напротив «мишеней» на расстоянии 3 метров,предлагают ему поочередно мячики разных размеров. Ими он должен попасть в корзину или ящик.

10 мая 2020 в 17:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.