Сайт группы №9 МДОУ «Детский сад №7 общеразвивающего вида« г. Железногорск Курская область

Консультация для родителей «Подготовка детей к школе»

 «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. 

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Л.А. Венгер

 

Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.

Ведущей деятельностью становится - учебная. Для этого необходимо сформировать навыки учебной деятельности:

- умение слушать и слышать и воспринимать информацию.

Детям надо научиться внимательно слушать учителя на уроке. Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса. Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку. Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт от того, что в классе для учителя все дети равны и он один из них. Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения! И тогда он будет слышать учителя, и выполнять его требования. Так вы научите своего малыша работать в коллективе, слушать, когда говорят всему классу и выполнять задание вместе со всеми. И не в коем случае не привлекать к себе внимание плохим поведением).

Успех ребёнка в школе зависит от: психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные, и желание учиться (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее.

Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Есть общие подходы к подготовке детей к школе (параметры готовности):

- физическая готовность

- нравственная готовность

- психологическая готовность

- интеллектуальная готовность

- интеллектуальная готовность

- хорошее состояние здоровья

- уровень развития двигательных и физических качеств (ловкость, увертливость, быстрота, сила, выносливость и др.).

- уровень развития культурно – гигиенических навыков и привычек

- закаливание организма, выносливость, хорошая сопротивляемость к заболеваниям

- хорошо развитая мелкая моторика руки (для письма).

Физическая готовность определяется физическим развитием, которое соответствует возрасту ребенка (состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений). Физическое развитие включает: биометрические показатели (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки и т.д.), физические качества (выносливость, ловкость, быстроту, силу, гибкость, равновесие). 

Нравственная готовность – это умение строить отношения с учителем;  умение общаться со сверстниками; вежливость, сдержанность, послушание (умение соблюдать правила); отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки). Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи. Необходимо выработать у ребёнка чувство коллективизма, особенно если он не ходил в детский сад, ведь школа  это место, где кончается "я" и начинается "мы". Объясните ребенку, что ябедничать, жаловаться на других, брать чужие вещи плохо, а помогать другу в беде хорошо.

Психологическая готовность к школьному обучению
- ребёнок должен обладать такими качествами, как самостоятельность,  ответственность, организованность, инициативность.

1.Самостоятельность. Уверенно и легко входят в учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности. На пороге школы едва ли не самое главное – приучить к ней ребёнка. В школе ему  придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

2. Ответственность. Чтобы развить ответственность, родителям нужно разъяснять детям, зачем люди учатся, почему надо много знать и  уметь;  воспитывать интерес к учебной деятельности, стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата.

3.Организованность.  Ребёнок должен без подсказки родителей приготовить всё необходимое для прогулки, игры, труда. В заданном темпе выполнить просьбу, поручение, убрать на место вещи, игрушки, выполнять режим дня.
4. Инициативность. Ребёнок не только должен выполнять требования  взрослых, но и предъявлять требования к самому себе, проявлять инициативу, желание почитать, поиграть, помочь взрослым, сложить по местам свои вещи и игрушки.
 5.Сформированность  мотивации – т.е. желания принять новую социальную роль — роль школьника.

 

Интеллектуальная готовность предполагает: развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии.

К 6–7 годам ребенок должен знать и  уметь рассказать:

 - свое имя, отчество, фамилию, возраст, имена, отчества и фамилии родителей, информацию о местах их работы;

- всех членов семьи, понимать, что бабушка — это мама отца или матери;

- название города, в котором он живет, свой домашний адрес, основные достопримечательности родного города;

-название страны и ее столицы;

- названия месяцев, последовательность времен года, их основные приметы, стихи, загадки и пословицы о временах года;

- названия и порядок дней недели;

- названия видов транспорта и уметь их различать;

-быть знакомым  с наиболее значимыми профессиями;

-знать названия домашних и диких животных наших лесов, жарких стран и севера, их детенышей, повадки и отличия – знать названия зимующих и перелетных птиц, уметь различать их ;

-различать овощи, фрукты, ягоды, продукты питания ;

- знать основные виды деревьев и цветов.

Уметь:

-рассказывать русские народные сказки;

-последовательно пересказывать прослушанный (прочитанный) рассказ;

-составлять рассказ по картинке;

-уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (справа, слева, вверх, вниз);

-владеть ножницами и карандашом;

-нарезать полоски;

-вырезать по контуру предметы и знакомые геометрические фигуры;

-рисовать карандашом геометрические фигуры, людей;

-проводить вертикальные и горизонтальные линии;

-штриховать, не выходя за  контуры рисунка.

Для того, чтобы помочь ребенку не чувствовать себя «белой вороной» и неумехой, родителям следует ответственно отнестись к процессу предшкольной подготовки и не полениться позаниматься с ребенком.

   Не  ленитесь разъяснять ребёнку, показывать, вовремя обращайте на что-то внимание детей. Например, можно спросить у ребёнка:

-Какие у растения листья, цветы, плоды?

-Опиши лето, осень.

Можно задать такие вопросы:

-Небо голубое, а трава…?

-Утром мы завтракаем, а в полдень…?

-Какое животное больше лошадь или собака?

-Днём светло, а ночью? Такие вопросы хорошо развивают мышление детей и детям интересно отвечать на такие вопросы, а составить их можно очень много.

Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребёнка к школе. Если у ребёнка не сформировано положительное отношение к школе, то он активно сопротивляется учёбе.

 Практика показывает, что это бывает в трёх случаях. Во-первых, ребёнок не хочет справляться со школьными трудностями, т.к. родители не приучили его  ограничивать свои желания и потребности.

Во-вторых, активное нежелание учиться встречается у тех детей, которых дома напугали школой: »Вот пойдёшь в школу – там тебе покажут»

В-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали  школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. В этом случае, встреча с действительностью может вызвать сильнейшее разочарование, и у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.

Помните, что ваши установки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Ещё одной  причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро могут  начать испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался.

А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители, которые являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем. Важно найти ту грань, которая будет ему во благо.

Если вовремя не приучить малыша к правильному распорядку, с сентября начнутся проблемы: плач по утрам, нежелание идти в школу и усталость в середине дня. Так что с завтрашнего дня установите для малыша новые временные рамки: ложимся спать в 9, подъем в 7 утра. Обязательно ранний завтрак так голова будет лучше соображать. Первую половину дня посвятите развивающим занятиям с ребенком (чтение, письмо, математика), вторую отдыху, то есть все должно быть похоже на распорядок школьного дня. Тогда у организма успеет выработаться стереотип организации учебного дня.

  Для ребёнка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей, от их взаимоотношений с ребенком зависит очень многое. Даже если у ребенка не сложилось в школе, но дома все хорошо, он уверен в себе, в любви к нему, ему есть с кем поделиться дома - ребенок и к проблемам отнесется легче. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг к другу. Родительское влияние в данный момент самое сильное, самое действенное. От родителей зависит многое, т.к. ребёнка нужно приучать к самостоятельности, организованности, аккуратности. Именно этих качеств, не достаёт нашим первоклассникам.  Конечно, родители заняты: работа, домашние заботы, но найти хотя бы 20 минут в день для своего ребёнка можно, потом уже может стать поздно.



30 сентября 2018 в 01:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.