Сайт группы №9 МДОУ «Детский сад №7 общеразвивающего вида« г. Железногорск Курская область
Роль сюжетно- ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста.Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития. Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности .В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления. Сюжетно- ролевая игра- это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняют те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те её моменты, которые привлекли их внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление. Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развивается его мышление, чувства, воля, формируются его отношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому- сюжеты и содержание игр. Однако главное в игре не количество сведений, полученных ребёнком, а качество их усвоения . То, что пропущено через игру дети воспринимают не так, как то, о чём они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации. В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в определённых социальных взаимоотношениях и их действия . Они постигают суть отношений между людьми. Поскольку формирование игры идёт постепенно, сюжет используется по- разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей. Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей. являются игрушки. Особенно большое значение имеют игрушки на этапах раннего дошкольного детства, где предметно- игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры детей. Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметно- игровую ситуацию. Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия тоже, чаще всего, с помощью игрушки. Но они начинают уже пользоваться и жестом, и словом, и определённым положением предмета или самого ребёнка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы - атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику действий в той или иной профессии. Для ребёнка 5-7 лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требование к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной, сегодняшней жизни. Это уже не только игра в школу, семью. Больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д. Жизнь раскрывается перед ребёнком через разнообразный труд взрослых, начинает трудиться, и он сам. Его трудовые операции. Так же, как и деятельность взрослых людей. Совершенствуются с помощью специальных предметов труда. Опираясь на собственный трудовой опыт в быту, на опыт, подчёркнутый из наблюдений, книг и телепередач, ребёнок начинает практически понимать глубокий смысл труда. Таким образом игра и игрушки неотделимы друг от друга. Через игрушку ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок впервые получает урок коллективного мышления. В ходе сюжетно - ролевых игр происходит развитие интеллекта ребёнка, воображения и творчества, речи. Мы все когда - то были детьми и с удовольствием играли в различные игры. Слово "игра" ассоциируется с чем-то неповторимым и радостным. Но игра это не только развлечение и времяпровождение, а это ещё и умение весело и непринуждённо учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и детьми. Учиться говорить и что -то делать, учиться мыслить и творить. Дети нашей группы тоже любят играть во всевозможные игры , в том числе и сюжетно - ролевые . Дети сами распределяют между собой роли и действуют в соответствии с полученной ролью. Пусть же наши дети играют как можно больше. Лишение ребёнка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов, творчества, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. 31 мая 2018 в 23:58
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.